Государственное учреждение образования «Пудовнянский детский сад»
УТВЕРЖДАЮ
заведующий
О.И.Гаценко
«___» ______________2023
|
Программа объединения по интересам «Кружок «Топотошки»
(физкультурно-спортивный профиль, базовый уровень изучения
образовательной области
“Ребенок дошкольного возраста и физическая культура”)
Возраст обучающихся: 4-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
|
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела по образованию
Дрибинского райисполкома
___________ М.Н. Панченко
«____» _____________ 2023
|
Пояснительная записка
Программа объединения по интересам «Кружок «Топотушки» дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля, базовый уровень изучения образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура» (далее-Программа) предназначена для обучающихся учреждений дошкольного образования в возрасте от 4 до 6 лет.
Актуальность реализации Программы обусловлена требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Постановления Совета Министров Республики Беларусь 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований», Постановления Совета Министров Республики Беларусь 09.08.2022 г. № 516 «Об отчислении для перевода, переводе обучающихся и восстановлении лиц для продолжения получения образования», Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении санитарных норм и правил «требования для учреждений дошкольного образования», Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи», Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006г. №125 «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 г. № 9 «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016– 2020 годы», а также тем, что в настоящее время у детей и молодежи наблюдается интерес к различным видам спорта и возникает необходимость обеспечить условия для физкультурно - оздоровительного и спортивного воспитания обучающихся, основанные на личностно-ориентированном и компетентностном подходе. Программа способствует воспитанию физической культуры, физическому совершенствованию обучающихся, формированию у них навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения. Реализация Программы позволяет организовать содержательный досуг обучающихся, укрепить здоровье подрастающего поколения, удовлетворить потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности..
Программа объединения по интересам «Кружок «Топотушки» дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля, базовый уровень изучения образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура» разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи по физкультурно-спортивному проофилю, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 г. № 123.
Образовательный процесс по реализации Программы объединения по интересам «Кружок «Топотушки» дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля, базовый уровень изучения образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура» осуществляется в соответствии с целью, задачами и принципами системы физического воспитания детей дошкольного возраста и направлен на разностороннее воздействие на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка посредствам использования фитнес-технологий. Она включают в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с применением специального инвентаря и оборудования. По таким фитнес - направлениям как: фитбол - гимнастика, ритмическая гимнастика.
В ходе ее реализации создаются условия для более полного удовлетворения индивидуальных запросов и способностей обучающихся за счет разнообразия форм и видов физкультурных и спортивных занятий, творческого поиска новых форм физкультурно-спортивной деятельности. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Цель: обеспечить социальное, физическое, интеллектуальное развитие личности обучающихся при помощи освоения компонентов физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи:
привлечь обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формировать спортивный стиль жизни;
освоить различные формы взаимодействия и сотрудничества посредством овладения элементами видов спорта;
формировать произвольное поведение, социальный опыт средствами групповой деятельности, развитие инициативности, творческого мышления, активности;
развивать мелкую моторику воспитанников (с использованием не традиционных методов); координацию движений (использование танцевальных и аэробных элементов под музыку), гибкость и пластичность, внимание и воображение, силу и быстроту,
познакомить с элементами гимнастики.
осваивать элементы здорового образа жизни; содействовать развитию функциональных систем организма посредством развития основных физических качеств;
освоить различные формы взаимодействия и сотрудничества посредством овладения элементами фитнеса;
содействовать развитию функциональных систем организма посредством развития основных физических качеств;
обучать способам согласования движений в спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение с использованием спортивного оборудования; развивать спортивно-танцевальные способности;
воспитывать эстетические чувства, желание систематически демонстрировать результаты спортивно-танцевальной деятельности с взрослыми, сверстниками и самостоятельно.
Продолжительность года обучения по реализации Программы составляет 34 недели. Образовательный процесс по реализации Программы организовывается 1 раз в неделю с обучающимися в возрасте от 4 до 7 лет. Продолжительность занятий не более 30 минут.
Условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.06.2013 № 43), правилам безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 06.10.2014 № 61), постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013. № 8 (в редакции постановлений Минздрава от 03.05.2016 № 67).
Занятия обучающихся дошкольного образования в рамках дополнительных услуг в сфере образования организуются по группам с учетом следующих требований: занятия должны проводиться в залах для занятий по физической культуре или в специально оборудованных помещениях; занятия должны проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников; занятия должны быть организованы для воспитанников не ранее чем с 4–5 лет; продолжительность 1 учебного часа не должна превышать 30 минут; наполняемость групп должна быть от 8 до 10 обучающихся. Наполняемость объединения по интересам для обучающихся из числа лиц с ОПФР от 6 до 8 человек.
При построении учебного занятия в соответствии с принципом чередования нагрузки и отдыха перерыв между учебными часами не предусматривается.
При комплектовании состава объединений по интересам следует придерживаться рекомендаций постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 января 2017 г. № 2/6 «Об установлении рекомендуемого минимального возраста для занятий видами спорта»
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Название разделов, тем
|
Количество часов
|
|
1
|
Теоретическая подготовка
|
5
|
1.1
|
Правила безопасного поведения на занятия. Предупреждение травматизма в местах занятий. Правила безопасности при самостоятельных занятиях.
|
1
|
1.2
|
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Понятие о функциональных системах организма человека.
|
1
|
1.3
|
Требования к месту занятий и инвентарю
|
1
|
1.4.
|
Основы формирования здорового образа жизни. Личная гигиена, режим дня, гигиеническое значение водных процедур.
|
1
|
1.5.
|
Основы формирования здорового образа жизни. Личная гигиена, режим дня, гигиеническое значение водных процедур. Гигиена питания. Значение сбалансированного питания как фактора сохранения и укрепления здоровья
|
1
|
2
|
Практическая подготовка
|
28
|
2.1
|
Выявление уровня физической подготовленности и определение уровня усвоения программы
|
1
|
2.2.
|
Упражнения на развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции
|
3
|
2.3.
|
Упражнения на развитие умения сочетать движения со словами (лого-аэробика)
|
6
|
2.4.
|
Упражнения на коррекцию осанки, изменения и регуляции общей массы тела
|
6
|
2.5.
|
Упражнения на профилактику плоскостопия.
|
6
|
2.5.
|
Упражнения на освоение техники базовых шагов, изучение комбинаций и упражнений на фитболах.
|
6
|
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
Итого
|
34
|
Содержание программы
1. Теоретическая подготовка
1.1 Правила безопасного поведения на занятиях. Предупреждение травматизма в местах занятий. Правила безопасности при самостоятельных занятиях.
1.2 Влияние физических упражнений на организм занимающихся Понятие о функциональных системах организма человека.
1.3 Требования к месту занятий и инвентарю
1.4 Основы формирования здорового образа жизни. Личная гигиена, режим дня, гигиеническое значение водных процедур.
1.5 Гигиена питания. Значение сбалансированного питания как фактора сохранения и укрепления здоровья.
2.Практическая подготовка
2.1 Выявление уровня физической подготовленности воспитанников.
Упражнение «Фламинго», «Ровная дорожка», ходьба по гимнастической скамейке для оценки равновесия. Наклон вперёд, стоя на гимнастической скамейке (гибкость). Бег на 10 м (быстрота).
2.2 Упражнения на развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции.
Обычная ходьба; Ходьба спиной вперёд; Бег с высоким подниманием коленей, хлопком перед собой прямыми руками. Ходьба змейкой, в полуприседе. Ходьба с поворотом по команде.
2.3 Упражнения на развитие умения сочетать движения со словами (лого-аэробика): «Листья», «Дождик», «Урожай», «Садовник», «Капуста», «За грибами», «По ягоды», «На водопой», «Слепой кот», «Козочка», «Хозяюшка», «Я люблю свою лошадку», «Мячик», «Самолёт», «Клен», «Поезд».
2.4 Упражнения на коррекцию осанки, изменения и регуляции общей массы тела: «Плавание», «Дельфин», «Супермен». Дыхательная гимнастика «Шары летят». Игровое упражнение «Лягушки прыгают в болото».
2.5 Упражнения на профилактику плоскостопия: ходьба на носочках, ходьба на пятках, захват мелких предметов стопой, поперечная ходьба по деревянному брусу. Ходьба на наружной, внутренней стороне стопы.
2.6 Упражнения на освоение техники базовых шагов, изучение комбинаций и упражнений на фитболах: упражнения сидя и лёжа на фитболе для мышц рук, ног, живота и спины; упражнения с использованием фитбола в качестве отягощения и опоры.
3.Итоговое занятие.
Формы и методы (приемы) реализации программы:
Формы проведения: занятие.
Методы (приемы), используемые на занятиях: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение); наглядные методы (визуализация отдельных упражнений и их элементов, просмотр видеоматериалов). Метод строго регламентированного упражнения является одним из основных, позволяет точно регулировать физическую нагрузку на организм занимающихся, избирательно развивать различные физические качества.
При организации образовательного процесса применяется игровой метод в виде подвижных и спортивных игр. Игровой метод используется в процессе спортивной подготовки не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности образовательного процесса.
Методы освоения и регламентации двигательных действий, используемые в занятиях детским фитнесом – переменный непрерывный, серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями), «круговой» тренировки. Занятия детским фитнесом проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка используется также как фактор обучения – легче запоминаются движения.
Результаты обучения и формы аттестации обучающихся
В результате освоения Программы объединения по интересам «Кружок «Топотушки» дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля, базовый уровень изучения образовательной области «Ребенок дошкольного возраста и физическая культура» обучающиеся должны:
иметь представление о значении спорта, спортивно-танцевальной деятельности для собственного здоровья;
сформировать умения и навыки для освоения новых видов деятельности посредством выполнения физических упражнений;
уметь выполнять различные виды спортивной и спортивно-танцевальной деятельности, используя разнообразный спортивный инвентарь и оборудование;
активно принимать участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
выполнять разные действия в спортивно-танцевальных композициях под музыкальное сопровождение;
уметь подчинять свои действия спортивным правилам, учитывать характер, темп, ритм спортивно-танцевальной композиции, согласовывать свои действия с партнерами;
применять сформированные знания и умения в новых условиях для самовыражения в достижении личного и командного успеха.
Формы аттестации: итоговое занятие.
Литература и информационные ресурсы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об
утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. № 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2015/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
3. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 января 2017 г. № 2/6 «Об установлении рекомендуемого минимального возраста для занятий видами спорта».
4. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/...i...i.../1_polog.doc.
5. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016– 2020 годы (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. № 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.
6. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр
художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: http://method.nchtdm.by
раскрыть » / « свернуть