1.1. Изучить разнообразие типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования
Сроки выполнения: октябрь 2022
Количество участников: 12
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Показатели по которым оценивается задание:
На сайте учреждения размещена информация о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников. Фотоотчет по изучению типичных деревьев и кустарников, рисунки воспитанников.
Цель работы: изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории
Задачи исследования:
Изучить разнообразие типичных и нетипичных деревьев и кустарников, которые встречаются на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории;
определить виды деревьев и кустарников (работа с определителями) и их статус;
провести картирование территории и нанести места, где растут данные
виды деревьев и кустарников;
разместить информацию на сайте учреждения.
Объект исследования:
Деревья и кустарники на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.
Предмет исследования:
Разнообразие видов деревьев и кустарников на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.
Методы исследования:
Изучение многообразия деревьев и кустарников на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории;
Определение видов деревьев и кустарников на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории;
Оформление материалов, нанесение на картосхему мест произрастания определённых видов деревьев и кустарников.
Предоставление материалов для размещения на сайте учреждения.
Выявление видового разнообразия деревьев и кустарников проводилось экскурсионным методом, методом наблюдения на прогулке.
Частота проведения наблюдений – ежедневно.
Описание деревьев и кустарников, произрастающих на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории
|
|
Ель обыкнове́нная — хвойное дерево, соседствует с сосной обыкновенной и лиственными деревьями, образуя смешанные леса. Как и другие виды елей, отличается высокой теневыносливостью. Засухоустойчива, морозостойка, но страдает от весенних заморозков.
Самое старое известное дерево имело возраст 468 лет. Однако, возраст более 300 лет очень редок, а в полосе хвойно-широколиственных лесов снижается до 120—150 (180) лет.Поскольку «этажи» ветвей у елей образуются раз в год, возраст молодой ели определяется довольно просто: достаточно посчитать их и прибавить 3—4 года (время формирования первого «этажа»). Вечнозелёное древесное растение высотой до 30 м (изредка до 50 м). Корневая система поверхностная, из-за этого растения нередко подвергаются ветровалам. Кора серого цвета, отслаивающаяся тонкими пластинками.
Четырёхгранные хвоинки (листья), расположенные по спирали, сидят по одной на листовых подушечках. Длина хвоинок — от 1 до 2,5 см. Продолжительность жизни каждой хвоинки — шесть и более лет. Зрелые шишки продолговатые — до 15 см длиной и 4 см шириной. Семена яйцевидно-заострённые, до 4 мм длиной; крыло красновато-коричневое. Семена до середины зимы продолжают оставаться в шишках, высыпаются в январе-марте, рассеиваясь по насту.
Семеносить начинает в возрасте от 20 до 60 лет в зависимости от плотности растений в лесу (одиночные растения в период образования семян вступают раньше групповых). Семеношение не ежегодное, повторяется раз в 4—5 лет.
Ель обыкновенная активно используется в городском озеленении, а также для создания снегозащитных насаждений вдоль дорог.
Используется растение и как декоративное растение в садоводстве. Выведено множество сортов, отличающихся формой и размером кроны, цветом хвои.
|
|
Аро́ния чернопло́дная— плодовое дерево или кустарник. Аронию черноплодную выращивают как пищевой, декоративный и лекарственный кустарник
Арония черноплодная — сильноветвящийся кустарник, высотой до 2,5—3 метров, редко 4 метра в высоту. В молодом возрасте крона сжатая, компактная; в зрелом — становится раскидистой и достигает 1,5—2 метров в диаметре. Однолетние побеги красно-бурые, затем тёмно-серые.
Листья 2,5—7 × 2,5—3,5 см. Начиная со второй половины сентября листья окрашиваются в красно-пурпурные тона.
Цветки небольшие, белые или слегка розоватые, собраны в плотные соцветия в виде сложных щитков диаметром 5—6 см. Цветение начинается во второй половине мая — начале июня; в зависимости от погодных условий цветение продолжается 12 — 16 дней. Пыльники имеют пурпуровую окраску и слегка возвышаются над рыльцами. Цветёт в конце весны — начале лета после облиствения в течение 10—14 дней.
Цвет пыльцы светло-жёлтый.
Плоды шаровидные, реже сдавленно-округлые, чёрные или чёрно-пурпурные, блестящие, с сизоватым налётом, 6—8 мм в диаметре, съедобные, кисловато-сладкого вкуса с вяжущим терпковатым привкусом. Вес одного плода 0,6—1,5 грамма. У выведенных сортов плоды крупнее. Плоды созревают в августе, сентябре.
Арония — порода зимостойкая, светолюбивая. В виду близко расположенных к поверхности земли корней, растение требовательно к влаге. Корневая система сильно развита и распространена в зоне кроны кустарника.
|
|
Сморо́дина чёрная — листопадный кустарник, вид рода Смородина монотипного семейства Крыжовниковые .
Растение высотой 1—2 м. Молодые побеги пушистые, бледные; взрослые — коричневые.
Листья длиной и шириной 3—5 (до 12) см, с зазубренными краями, трёх-пятилопастные с золотистыми желёзками по жилкам, лопасти обычно широкотреугольные, средняя нередко вытянутая, сверху тусклые, тёмно-зелёные, голые, снизу по жилкам пушистые.
Соцветия — поникающие кисти длиной 3—5 (до 8) см, 5—10-цветковые, с голыми или пушистыми цветоножками длиной 3—8 мм и прицветниками длиной 1—2 мм, форма которых варьируется от овальной до линейно-ланцетной. Цветки длиной 7—9 мм, диаметром 4—6 мм, пятичленные колокольчатые, лиловато или розовато-серые, снаружи большей частью густо опушённые. Лепестки овальные. Чашелистики отогнутые наружу, островатые, довольно широкие.
Плод — съедобная душистая ягода, диаметром в среднем до 1 см, чёрно-бурая или зеленоватая, с глянцевой кожицей и с 3—37 семенами. В 1 кг около 3330 ягод, или 714 тысяч семян. Вес 1 тысячи семян 0,9—1,8 г.
Цветёт в мае — июне. Плодоносит в июле.
Весной почки нижних ветвей, нагреваясь от почвы, трогаются в рост вскоре после снеготаяния. Средняя урожайность плодов в культуре в разных местообитаниях — от 50 до 300 кг/га, в лучших условиях — до 1850 кг/га. Зрелые плоды быстро осыпаются (нижние плоды в кисти опадают, когда верхние ещё зелёные). Листья опадают поздно, растение часто остаётся с зелёными листьями до зимы
|
|
Можжеве́льник обыкнове́нный— вечнозелёный кустарник высотой 1—3 м, реже дерево высотой 8—12 м. Крона конусовидная или яйцевидная, у мужских особей более узкая, у женских — более или менее восходящая или простёртая, иногда со свисающими на конце ветвями.
Кора тёмно-серая или серовато-бурая, продольно шелушащаяся. Побеги красновато-бурые.
Листья длиной 1—1,5 см, шириной 0,7—7,5 мм, сидячие, жёсткие, линейно-шиловидные или шиловидно-заострённые, колючие, почти трёхгранные, плотные, сверху неглубоко-желобчатые, с одной нераздельной или иногда до середины разделённой беловатой устьичной полоской вдоль средней жилки, снизу блестяще-зелёные с тупым килем. Листья расположены кольцеобразно, по три в каждом кольце, сохраняются на побегах до четырёх лет.
Однодомные или чаще двудомные растения. Мужские шишки (микростробилы) почти сидячие, желтоватые. Женские шишки — шишкоягоды многочисленные, диаметром 5—9 мм, продолговато-яйцевидные или шаровидные, бледно-зелёные, зрелые — чёрно-синие с голубым восковым налётом или без него, созревающие на второй или третий год осенью, состоят из трёх или шести чешуй, сидят на очень коротких ножках. В шишке три (иногда одно — два) трёхгранных семени, удлинённо-яйцевидных или яйцевидно-конических, жёлто-бурых. Пылит в апреле — мае. Первое семяношение на открытых местах в пять — десять лет. Обильные урожаи через три — пять лет (в эти годы урожайность шишкоягод — свыше 50 кг/га).
Размножается преимущественно семенами. Предельный возраст — 600 лет
|
|
Сли́ва дома́шняя — плодовое растение. Дерево высотой до 15 м с широко- или узкояйцевидной кроной. Продолжительность жизни дерева зависит от сорта и может достигать 25 лет, продуктивный период 10—15 лет. Скороплодные сорта вступают в плодоношение на второй — третий год после посадки, позднеплодные — на шестой — седьмой год. Корневая система — стержневая, основная масса корней расположена на глубине 20—40 см.
Листья очерёдные, простые, короткочерешковые, эллиптические или обратнояйцевидные, с городчатым или пильчатым краем, снизу опушённые; длина 4—10 см, ширина 2—5 см.
Цветковые почки простые, дают 1—3 цветка. Цветки белые, диаметром 1,5—2 см. Самоплодность сливы зависит от сорта, но урожайность всегда повышается при наличии в посадках разных сортов.
Плод — однокостянка, фиолетовая, жёлтая, бледно-зелёная, красная, чёрно-синяя, с сизым восковым налётом. Косточка сплюснутая, заострённая с обоих концов
|
|
1.1. Экскурсия-наблюдение «Растения на территории учреждения дошкольного образования»
Цель: изучение видового разнообразия растений природного окружения учреждения дошкольного образования и способов его сохранения и увеличения
Задачи: формировать представления о стадиях роста и развития растений; развивать умения распознавать и называть 4-5 видов деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования, сравнивать характерные проявления в мире растений в разные сезоны: осенью расцвечивание и опадание листьев, увядание трав; воспитывать гуманное отношение к природному миру.
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Количество участников: 12 воспитанников
Ответственный педагогический работник: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В..
Срок выполнения: октябрь 2022
1.1. Тема: Составление гербария из растений природной флоры данной местности
Цель: воспитание основ экологической культуры
Задачи: развивать умения сравнивать характерные проявления в мире растений в разные сезоны: осенью расцвечивание и опадание листьев; формировать умения устанавливать взаимосвязь между изменениями в живой и неживой природе, применять свойства природных материалов в процессе игр, труда, экспериментирования, расширять и активизировать словарь по теме (листопад, хлорофилл, черешок, пробковый слой); воспитывать уважение и бережное отношение к природе, желание познавать ее.
Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, опыты и эксперименты.
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Участники: 12 воспитанников
Ответственный педагогический работник: воспитатель дошкольного образования Половцова Л.Ф
Срок выполнения: октябрь 2022
Конкурс "Осенний букет"
Выставка рисунков "Деревья и кустарники нашего края"
Экскурсия-наблюдение «Деревья зимой»
Цель: воспитание основ экологической культуры
Задачи: развивать умения соотносить и характеризовать состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе: зимой деревья и кусты без листьев, не растут, т.к. отсутствуют необходимые условия; формировать у воспитанников представления о признаках растений как живых существ в зимний период; воспитывать стремление активно участвовать в охране природы
Сроки выполнения: декабрь 2022
Количество участников: 11
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатель дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Экскурсия-наблюдение «Весна наступила»
Цель: воспитание основ экологической культуры
Задачи: развивать умения соотносить и характеризовать состояние растений с сезонными изменениями в неживой природе: весной день удлиняется, ночь укорачивается, становится теплее, тает снег, лед, бегут ручьи, оттаивает почва; появляются необходимые условия для роста растений, набухают почки, появляются листья, трава, распускаются цветы сначала на солнечных полянках, затем в затененных местах; воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
Сроки выполнения: апрель 2023
Количество участников: 11
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатель дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Изготовление папок-передвижек "Поры года"
|
Картосхема территории учреждения дошкольного образования с местами наблюдения не менее 5 видов деревьев и кустарников
1.2. Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования
Занятие-игра «Путешествие в мир дикорастущих растений»
Цель: воспитание основ экологической культуры
Задачи: развивать умения узнавать и называть 5 видов дикорастущих травянистых растений;группировать растения по разным признакам: отношению к человеку (дикорастущие), способу использования (лекарственные),месту произрастания ( луговые, огородные); формировать представления о необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия с дикорастущими растениями; воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
Сроки выполнения: май 2023
Количество участников: 10
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатель дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
"Дикорастущие растения на территории детского сада"
|
Клевер - род многолетних и однолетних трав семейства бобовых. Листья трёхлисточковые, с наступлением вечера складываются кверху. Цветки мелкие, красные, розовые, беловатые или оранжево-жёлтые, собраны, как правило, в головчатые соцветия; лепестки венчика нередко срастаются в трубку; опыляются насекомыми, в основном шмелями и медоносными пчёлами, привлекаемыми обильным нектаром цветков. |
|
Пижма - многолетнее дернистое растение высотой 50—150 см. Растению присущ характерный (камфорный) запах. Корневище длинное, деревянистое, ползучее, ветвящееся. Стебли многочисленные, прямые, гранёные, ветвистые в верхней части, слегка опушённые или голые. Листья очерёдные, продолговато-яйцевидные, с 5—12 парами продолговато-ланцетных, заострённых, пильчатых листочков; с верхней стороны тёмно-зелёные, с нижней — желёзистые, с точками. Цветки мелкие, обоеполые, правильные, жёлтые, трубчатые, собраны в корзинки, а те, в свою очередь, в густые верхушечные щитковидные соцветия. Опыляются комарами-пискунами.Плод — продолговатая пятигранная семянка с короткой, мелко зазубренной окраиной.Цветёт в июле—сентябре. Плоды созревают в августе—сентябре.
|
|
Одува́нчик — многолетнее травянистое растение. с розеткой прикорневых листьев и крупными ярко-жёлтыми соцветиями-корзинками из язычковых цветков. В ненастную погоду и на ночь корзинка закрывается. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. |
|
Тимофеевка луговая или аржанец имеет довольно высокий стебель, который вырастает от 25 см до 1.5 м в высоту. Он прямостоячий, полый, цилиндрической формы. Листья на ощупь шершавые, вытянутые с заостренными концами, окрашены в зеленый или серо-зеленый цвет. Корневая система ползущая, сами корневища сравнительно короткие.Обладает упругой и хорошо развитой корневой системой, которая может достигать одного метра в глубину. Соцветия цилиндрические, плоды представляют собой зерновку овальной, либо округлой формы. Культура размножается семенами или побегами кущения.
|
|
Подорожник большой обыкновенный — это многолетняя лечебная трава. Имеет вертикальный короткий корень, от которого отходят многочисленные нитевидные отростки. Листья прочные, широкие, длинночерешковые, имеющие дугообразные жилки. Растут они, прилегая к земле и образуя прикорневую розетку. Соцветие представляет собой колос цилиндрической формы длиной до 30 см. Цветет он в мае, а семена созревают с августа по октябрь в зависимости от погоды. |
1.3. Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории
1.3. Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории
Сроки выполнения: октябрь, апрель
Количество участников: 12
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Показатели, по которым оценивается задание: размещена информация о разнообразии птиц на территории дошкольного учреждения и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.
Цель работы:
Определение видового состава и статуса птиц, обитающих на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.
Задачи исследования:
выявить птиц, которые встречаются на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории;
учить узнавать и различать птиц по размеру, оперению, голосу; определять вид птицы (работа с определителями);
провести картирование территории и нанести места, где были встречены данные виды птиц;
разместить информацию на сайте учреждения.
Объект исследования:
Птицы на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории
Предмет исследования:
Разнообразие птиц на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории
Методы исследования:
наблюдения за птицами на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории;
определение видов птиц на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории;
оформление материалов, нанесение на картосхему мест встречаемости основных видов птиц;
предоставление материалов для размещения на сайте.
Выявление видового разнообразия птиц проводилось экскурсионным методом, методом наблюдений на прогулке. Учет птиц проводился визуально. Частота проведения наблюдений – ежедневно. На территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории было выявлено 5 видов птиц
Описание птиц встречающихся на территории и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории.
|
Воробей домовый (15) - длина тела 14—18 см, масса 21—37 г. Общая окраска оперения — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая. Крылья с желтовато-белой поперечной полосой. Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса. |
|
Ворона серая (6) - Голова, крылья и хвост чёрные, туловище серое. Средняя длина — 50 сантиметров, масса тела 460—735 граммов, размах крыльев — до 1 метра.Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост чёрные со слабым металлическим блеском. Радужка тёмная, клюв и ноги чёрные. Молодые отличаются буроватым налётом, «мутными» (голубыми) глазами, розовой ротовой полостью. Голос — разные модификации карканья, наиболее частый сигнал — хриплое «карр» с закрытым звуком в конце. По земле передвигается широкими шагами, в случае опасности начинает «скакать». |
|
Синица большая (7) - подвижная, вертлявая птица. Длина 13—17 см, масса 14—21 г, размах крыльев 22—26 см. Имеет довольно яркое оперение, среди других птиц выделяясь прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком» — широкой чёрной полосой от груди до гузки. Верх головы, или шапочка, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато-белое пятно. Вокруг шеи чёрная полоса-ошейник, горло и грудь чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто-зелёная либо голубовато-серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватые. Самки похожи на самцов, однако в целом немного более тусклые — чёрные тона на голове и груди имеют более серый оттенок, ошейник и чёрная полоса на брюхе тоньше и иногда может прерываться. |
|
Свиристель (10) - птица размером со скворца, с пушистым буровато-серым оперением, на нижней стороне имеющим винно-красный оттенок. Горло («галстук») и узкая полоса между клювом и глазом черные. На голове пучок перьев удлинен в виде хохолка. Крылья темные или черные. Маховые перья на них черновато-бурые, с желтыми и белыми вершинами. На концах второстепенных маховых имеются красные придатки в форме узких пластинок, более развитые у самцов. Хвост черно-бурый с желтой полоской на конце, подхвостье каштановое. Самцы похожи на самок. Вес самца 54-73 г, самки 67-73 г. Длина тела (оба пола) 18-21 см, размах крыльев 32-35,5 см, длина крыла самцов 11-12 см, хвоста 6,5-7,5 см, цевки 2-2,5 см, клюва 1-1,5 см. |
|
Сорока обыкновенная (4) - благодаря характерному чёрно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема . Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белы и концы крыльев. Длинный хвост (длиннее тела) и крылья — чёрного окраса.Чёрное оперение имеет металлический блеск. Перья хвоста и внешняя сторона маховых перьев сверкают вблизи в зависимости от освещения металлическим зелёным, синим или фиолетовым цветом. Самцы и самки внешне не отличаются друг от друга, хотя самцы несколько тяжелее — в среднем 233 г, а самки — в среднем 203 г. Сороки могут достигать длины примерно 51 см, размах крыльев составляет 52-62 см. |
Экскурсия-наблюдение «Птицы, обитающие на территории учреждения дошкольного образования»
Сроки выполнения: октябрь, апрель
Количество участников: 12
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Задачи: формировать представления о признаках животных как живых существ; развивать умение узнавать и называть виды птиц, характеризовать сезонные изменения в мире животных, воспитывать стремление активно участвовать в охране природы.
В нашем дошкольном учреждении была организована и проведена выставка рисунков «Птицы моей страны». В выставке приняли участие воспитанники и их родители.
Цель: расширение знаний о многообразии птиц нашей страны, их отличительных особенностях, развитие изобразительных и творческих способностей, воспитание эстетических чувств, устойчивого интереса к созданию выразительных образов в рисовании, сотрудничеству и сотворчеству.
Картосхема территории учреждения дошкольного образования с местами наблюдения не менее 5 видов птиц
Познавательно-практическая деятельность: различие птиц по голосу и с помощью определителей "О чем поют птицы"
1.4 Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории
Сроки выполнения: май 2023
Количество участников: 11
Целевая группа: воспитанники старшей группы
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного
образования Аксенович А.В., Половцова Л.Ф.
Показатели, по которым оценивается задание: на сайте учреждения образования размещена информация о разнообразии наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования
Цель работы:
Определение видового разнообразия наземных насекомых на территории
дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
Изучить наземных насекомых, которые встречаются на территории и
прилегающей к учреждению дошкольного образования территории;
определить виды наземных насекомых (работа с определителями).
разместить информацию на сайте учреждения.
|
Бóжьи корóвки — семейство жуков. Тело у этих жуков выпуклое, округлое или овальное. Хорошо заметны благодаря яркой «предостерегающей» окраске, представленной разными комбинациями красного, жёлтого, белого и чёрного цветов, преимущественно с чёрными пятнами на основном светлом фоне, реже — наоборот. Длина тела от 0,8 до 18 мм, обычно 4-7 мм. Будучи потревоженными, жуки выделяют из коленных сочленений капельки едкой гемолимфы оранжевого цвета, благодаря чему несъедобны для большинства насекомоядных позвоночных. Божьи коровки и их личинки — хищники, питающиеся тлями, червецами и другими мелкими насекомыми, немногие виды являются растительноядными. Семейство включает около 6 000 видов. Распространены практически по всему земному шару. |
|
Чёрный садовый муравей. Рабочие имеют длину около 3—4,5 мм, самцы — 4 —5,5 мм, а матки — 7,5—11 мм.
Окраска от тёмно-коричневой до чёрной. Тело покрыто многочисленными волосками. Муравейники, как правило, в почве, имеют насыпной холмик, также живут в гнилой древесине (в дуплах, пнях и под корой), под камнями. Иногда могут вредить сельскому хозяйству, в массе разводя тлей и червецов на листьях, стеблях и корнях растений.
|
|
Кравпивница (бабочка) - это насекомое среднего размера. Крылья бабочек темно-оранжевого, кирпично-красного цвета. Их длина 20-25 мм, размах — 40-60 мм. На передних крылья по три черных пятна, чередующихся с желтыми. На передних крыльях расположены большие темные пятна, верх светлый. На задних — небольшие пятна. Самки практически не отличаются от самцов.Внешний край крыльев зубчатый, каждое крыло с одним резким выступом. Встречается в парках, лугах, опушках лесов. Бабочка зимует в дуплах и под корой деревьев, в пещерах, подвалах и на чердаках жилых домов, реже балконах. Яйца крапивница откладывает группами по 100—200 штук на нижнюю сторону листа крапивы двудомной или жгучей. Первое поколение гусениц развивается с мая по июнь, второе — с июля по август. На кормовых растениях они живут выводками, не расползаясь далеко друг от друга. Для окукливания гусеница ищет укромные места или окукливается прямо на стеблях растений, часто висит на постройках, заборах. Куколка свободная, прикрепляется головой вниз. Стадия куколки продолжается около двух недель. Бабочки летают с весны до осени. |
|
Кузнечик зелёный. Взрослые особи достигают длины 28—36 мм.Питаются они, как правило, другими насекомыми, в частности небольшими бабочками. При отсутствии насекомых кузнечик переходит на растительную пищу, поглощая в больших количествах листья, почки и цветы деревьев и кустарников, злаковые, стебли и листья дикорастущей травы. Иногда вредит сельскохозяйственным культурам и древесным породам. Места обитания: лесистая местность прибрежной полосы, травянистые заросли по краям лесистой местности, влажные и полувлажные пастбища, луговые покосы, влажные луга, травянистые болота, края полей злаковых культур. |
|
Ма́йские жуки́,или ма́йские хрущи. Хрущи – крупные насекомые. Длина их тела колеблется от семнадцати до тридцати одного миллиметра. Тело животного широкое, имеет овальную форму, иногда слегка удлиненное. Окрас тела обычно коричнево-красный, черный. Надкрылья повторяют форму тела, имеют пять узких ребер. Они могут быть сильными или слабыми, в зависимости от вида.
Окрас надкрыльев бывает разным: красно-бурым, желто-бурым, с зеленоватым отливом.
Туловище состоит из трех отделов: брюшка, груди, головы. Брюшко соединено с грудью неподвижно, оно подразделяется на восемь сегментов. Грудь хруща покрыта густыми, длинными волосками желтого оттенка. Брюшко тоже покрыто густыми волосками, плотно прилегающими к телу. Однако кроме них из брюшка торчат длинные волоски. Ноги животного тоже покрыты волосками, передние голени имеют два или три зубца.
Майские хрущи откладывают яйца с будущим потомством в почве, поэтому при выборе места обитания насекомые обращают внимание на землю.
|
Картосхема территории учреждения дошкольного образования с местами наблюдения не менее 5 видов насекомых
«Вредных животных не бывает»
Цель: актуализирование представлений о видовом разнообразии животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения; вовлечение воспитанников и их родителей в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к ее ресурсам.
В детском саду прошло развлечение «Вредных животных не бывает» с участием родителей. Родители участвовали в изготовлении костюмов, декораций, принимали участие в театрализации экологических этюдов. Совместная деятельность сблизила участников, мероприятие прошло в теплой дружеской атмосфере
Экскурсия-наблюдение «Насекомые, обитающие на участке учреждения дошкольного образования»
Цель: систематизирование представлений воспитанников о поведении насекомых, продолжение знакомства с разнообразием видов насекомых.
Выставка рисунков "Наши насекомые"
1.6. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Тема: Экскурсия – наблюдение «Птицы на кормушках»
Цель: воспитание основ экологической культуры
Задачи: формировать представления о разных способах ухода за животными в соответствии с их потребностями; развивать умения узнавать и называть не менее 5 видов зимующих птиц на территории учреждения дошкольного образования, характеризовать сезонные изменения в мире птиц (зимой питаются семенами растений и другим кормом, люди подкармливают птиц зимой); воспитывать ответственность за состояние птиц ближайшего окружения
Участники: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Количество участников: 12
Ответственные педагоги: Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Срок выполнения: декабрь 2022
1.6 Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц
Сроки выполнения: ноябрь
Количество участников: 10
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Показатели, по которым оценивается задание: Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки.
Цель работы: изготовление кормушек, изучение информации о видах корма для птиц, сбор корма и подкормка птиц, определение видового разнообразия прилетающих на кормушки птиц, наблюдение за птицами, составление отчета. Размещение информации на сайте учреждения образования
Воспитанники детского сада вместе с родителями смастерили кормушки для птиц. 18 ноября воспитанники старшей и средней группы интегрированного обучения и воспитания под руководством воспитателей дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В. развешивали кормушки и разлаживали в них корм: семечки, крошки белого хлеба, несоленое сало.
Изготовлено и развешено 10 кормушек.
Картосхема территории учреждения дошкольного образования с местами размещения кормушек
Акция «Зимние учеты птиц»
Сроки выполнения: ноябрь-март 2023
Количество участников: 12
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Показатели, по которым оценивается задание:
Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки; количестве кормушек, изготовленных воспитанниками совместно с родителями и размещенных на территории детского сада, прилегающей территории;
Цель акции: привлечение внимания к проблемам в недостатке корма и сокращении мест обитания зимующих и гнездящихся птиц на территории нашего поселка. Размещение информации на сайте учреждения образования
Задачи акции:
закрепить ранее полученные знания воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
научиться определять зимующих птиц по внешнему виду, выявлять особенности их кормового поведения;
воспитывать любовь к птицам.
Организация подкормки в зимний период особенно необходима, так как птицы хорошо переносят холод, но только тогда, когда вокруг достаточно корма. Много птиц в зимний период гибнет в основном от недостатка корма. Именно кормушка, способна помочь выжить птицам зимой.
По данным наблюдений на одну кормушку к нам прилетало до 20 птиц (прежде всего воробьи, синицы, вороны, сороки). Птицы не только съедали то, что находилось в кормушке, но и тщательно осматривали стволы деревьев и ветки, уничтожая зимующих вредителей.
Воспитанники совместно с родителями ответственно отнеслись к изготовлению кормушек. В ходе акции были изготовлены и развешены на территории детского сада 10 кормушек, также 9 семей разместили кормушки во дворе своего дома.
Воспитанники ежедневно чистили и пополняли кормушки зерном, семенами подсолнечника, крошками хлеба, а синичкам приносили соленое сало. Подкормка птиц осуществлялась каждый день во время прогулки.
Птицы привыкли к постоянным местам кормежки и каждый день посещали кормушки.
В рамках акции проводились беседы, викторины, дидактические игры
1.7 Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории искусственные гнездовья для птиц
Сроки выполнения: март-апрель 2023
Количество участников: 10
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Показатели, по которым оценивается задание:
Составлен фотоотчет о проведении акции «Мы построим птичкам дом»
Цель работы: изготовление искусственных гнездовий для птиц совместно с родителями, наблюдение за птицами, составление отчета. Размещение информации на сайте учреждения образования
Педагогические работники детского сада вместе с родителями смастерили скворечники для птиц. 20 марта воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания под руководством воспитателей дошкольного образования Половцовой Л.Ф., Аксенович А.В.. развешивали скворечники.
Изготовлено и развешено 10 скворечников. Воспитанники были в восторге от того, что прямо на их глазах скворцы заселялись в новые квартиры.
Экскурсия-наблюдение "Птицы весной"
Цель: развитие умения характеризовать сезонные изменения в мире животных: перелетные птицы возвращаются домой, вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов
Познавательно-практическая деятельность: различие птиц по голосу и с помощью определителей «О чем поют птицы?»
Цель: развитие умения узнавать по голосу и называть виды птиц обитающих на территории нашей страны
Картосхема территории учреждения дошкольного образования с местами расположения искусственных гнездовий для птиц
1.8 Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования "Клумбу для бабочек"
Сбор семян цветов
Сроки выполнения: сентябрь 2022 г.
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Количество участников: 10
Ответственные педагогические работники: воспитатель дошкольного образования Половцова Л.Ф.
Цель: создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования « Клумбы для бабочек»
Задачи: формировать представление о многообразии декоративных растений, растущих на клумбах учреждения образования; о способах размножения цветов, их семенах; развивать умения распознавать и называть травянистые цветущие растения (бархатцы, ноготки, колокольчики, астры, сальвии, др.); воспитывать бережное отношение к природе
"КЛУМБА ДЛЯ БАБОЧЕК"
Конкурс рисунков "Самая красивая бабочка"
Картосхема территории учреждения дошкольного образования с местом расположения "КЛУМБЫ ДЛЯ БАБОЧЕК"
1.9. Создание пруда, заселение его растениями. При наличии старого пруда - изучение его состояния, при необходимости принятие мер по увеличению его разнообразия
Сроки выполнения: апрель-май 2023
Количество участников: 10
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Показатели, по которым оценивается задание:
Составлен фотоотчет о создании пруда и заселении его растениями
Цель работы: создание пруда и заселение его растениями, увеличение его разнообразия. Размещение информации на сайте учреждения образования
"Обитатели водоемов"
Цель: уточнение и расширение представлений воспитанников о животных и растениях водоемов.
1.10. Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения дошкольного образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия животного мира
Сроки выполнения: май
Количество участников: 12
Целевая группа: воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания, родители
Ответственные педагогические работники: воспитатели дошкольного образования Половцова Л.Ф., Аксенович А.В.
Показатели, по которым оценивается задание: составлен список видов посаженных деревьев и кустарников, с указанием их количества.
Цель работы: увеличение разнообразия животного мира.
На территории детского сада создан «Дикий луг» прямоугольной формы площадью около 20 м2, на котором разместили «Отель для насекомых».
Картосхема территории учреждения дошкольного образования с местом расположения деревьев и кустарников
Занятие «Как посадить дерево и ухаживать за ним»
Задачи: формировать представления о признаках растений как живых существ, о способах ухода в соответствии с их потребностями; развивать умения узнавать и называть 5-7 видов деревьев и кустарников, определять функции органов растений; воспитывать ответственность за состояние растений ближайшего окружения.
Предварительная работа:
Беседы о растениях и деревьях местных видов, экспериментирование, наблюдение за лиственными деревьями на территории детского сада, рассматривание иллюстраций, энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы, дидактические игры природоведческого характера.
Воспитанники называли деревья и кустарники, которые растут на территории детского сада, какую пользу приносят и как за ними нужно ухаживать и оберегать их. Занятие проходило в игровой форме: загадки, стихи, инсценировки.
разгарнуць » / « згарнуць